ISSUE 1-2016
INTERVIEW
STUDIES
Bogdana Kostyuk Roman Temnikov
RUSSIA AND OPPOSITION
Igor Yakovenko Gleb Cherkasov
OUR ANALYSES
Bogdan Oleksyuk Ľubor Matejko
REVIEW
Лубор Матейко
APROPOS
Pavel Venzera


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
RUSSIA AND OPPOSITION
ТРЕТИЙ ЭТАП И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЭВОЛЮЦИИ КПРФ. НАДО ЛИ ГЕННАДИЮ ЗЮГАНОВУ МЕНЯТЬ ПАРТИЮ
By Gleb Cherkasov | Journalist, Publishing house Ъ, the Russian Federation | Issue 1, 2016

Выборы в Государственную Думу в сентябре 2017 года обещают стать крайне удачными для КПРФ, особенно в сравнении с результатами, которые партия показывает, начиная с 2003 года. Коммунисты имеют отличные шансы не просто сохранить вторую по численности фракцию в Госдуме, но и нарастить ее численность, прежде всего, за счет победы своих кандидатов в одномандатных округах.

Помешать компартии получить этот результат может только крайне неудачная кампания или появление новой политической силы, которая отнимет у нее значительную часть голосов, как это сделал в 2003 году блок «Родина». Второй сценарий выглядит сегодня не слишком реалистичным, а проводить избирательные кампании коммунисты умеют.

Кроме того, коммунисты умеют защищать свои голоса: сравнительно многочисленный актив позволяет противостоять административному давлению и не давать отбирать голоса в промышленных масштабах. Возможны проблемы у одномандатников, но практика показывает, что если есть у кого забрать голоса, то коммунисты являются донором только в последнюю очередь.

Однако сентябрьские выборы должны дать ответ на более важный вопрос, чем количество депутатов во фракции КПРФ. Из того, как компартия проведет кампанию,  и какие решения будут приняты по ее итогам, станет ясно, вошла ли КПРФ в новый этап своей постсоветской истории, который должен обозначить ее новое место в политической системе.

Первый этап начался в феврале 1993 года, когда группа функционеров распущенной в 1991 году КПСС и КП РСФСР, получив юридические основания, возродила КПРФ. На тот момент партия не просто ставила перед собой цель возвращения к власти  (эту задачу должна обозначать для себя любая политическая партия), но и имела серьезные основания рассчитывать на это.

Фактически КПРФ позиционировала себя как альтернативную партию власти. Успешные федеральные выборы 1993  и особенно 1996 года, второе место Геннадия Зюганова на самых драматичных в истории постсоветской России президентских выборах, отличные показатели на региональных выборах в период с 1994 по 1999 – все это позволяло КПРФ рассчитывать на то, что рано или поздно ее кандидат станет президентом, а партия сохранит  контроль над парламентом.

Однако недостаток политической решимости в период острого политического кризиса 1998-1999 годов привел  к тому, что партия, хоть и повторила в ходе избирательного цикла 1999-2000 свои результаты 1995-1996 годов, но потеряла стратегическую инициативу. Госдума нового созыва была  партии неподконтрольна, хотя удалось сохранить на посту спикера своего выдвиженца Геннадия Селезнева, а поражение на президентских выборах не имело и сотой доли трагизма, окутавшего кампанию 1996 года.

В 2000 году для КПРФ фактически начался переходный период, который был оформлен в 2003 году поражением на думских выборах. Партия теряла позиции в органах власти, видных функционеров,  и превращалась в периферийную политическую организацию, которая ни в коей мере не могла быть альтернативной правящей группировке.

Второй этап начался в 2004 году, после того как Геннадий Зюганов сумел отстоять свое право на руководство КПРФ. Отмена губернаторских выборов лишала КПРФ возможности удерживать позиции на региональном уровне, а конституционное большинство «Единой России» в Госдуме лишало рычагов влияния на федеральном. Партия должна была учиться жить и работать на правах рядовой оппозиционной организации, которая, в лучшем случае, может претендовать на некоторые должности в системе государственной власти.

В этих условиях главной задачей было сохранение партии как таковой и поиск новой стратегии, которая могла бы вернуть КПРФ  прежнее влияние. Однако присущая КПРФ неготовность предлагать свою повестку дня сказалась и тут – партия не столько нашла новую линию поведения, сколько удачно встроилась в тренд, предложенный властью.

В 2008 году фракция компартии в Госдуме поддержала признание Южной Осетии и Абхазии. Этот момент стал поворотным для КПРФ. Партия обозначила стратегическое согласие с государственным курсом, но сохранила  за собой право критиковать власти по социально-экономическим вопросам. Эта линия подтвердилась и в ходе избирательного цикла 2011-2012 годов,  и, особенно, после событий весны 2014 года.

При этом,  в еще большей степени чем в первой половине нулевых, власть перехватывала риторику и идеологические ценности КПРФ. Фактическая реабилитация Сталина, культ советского прошлого, возвращение стилистики «холодной войны» -  во всем этом отличить коммуниста от единоросса почти невозможно, разве что за счет экономической риторики.   

Победа коммуниста Локтя на выборах мэра Новосибирска весной 2014 года фактически обозначила начало переходного периода. И до того представители КПРФ периодически побеждали «единороссов», однако впервые победа была одержана на уровне столицы крупного региона и федерального округа. За этим последовала победа на выборах губернатора Иркутской области в 2014 году, когда кандидат от КПРФ во втором туре выиграл у действующего главы региона. Такого не происходило с начала нулевых годов.

К этому добавилось успешное выступление на выборах в региональные парламенты в целом ряде субъектов федерации. Важно и то, что позиции партии значительно укрепились в крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

Дело в том, что возвращение  возможности прямого оппонирования «партии власти» позволило компартии активизироваться и более четко обозначать свою политическую позицию, в том числе и доказать, что ее отличия от партии власти носят не только персональный характер, а бренд по-прежнему жив.

Третий этап постсоветской  истории КПРФ должен начаться по итогам выборов в Госдуму 2016 года. Но произойдет это только в том случае, если по их итогам КПРФ докажет свою готовность к возвращению в статус полноценного политического игрока, что невозможно без самостоятельности не только на тактическом, но и на стратегическом уровне. А это, в частности, предполагает формирование образа будущего для страны, отличного от того, что предлагает действующая власть.

Проблема КПРФ во вторичности ее идеологического предложения. Играть на реваншистских настроениях партия не может,  потому что этот тренд с успехом использует действующая власть. Требования демократизации режима и смягчения административного диктата ставят КПРФ в один ряд с организациями, которые ей далеки.

Экономические предложения КПРФ звучат предельно расплывчато. «Первоочередными мерами станут: национализация минерально-сырьевой базы страны и ключевых отраслей экономики, проведение новой индустриализации, восстановление сельского хозяйства, развитие инфраструктуры, ускоренное развитие науки – основы модернизации страны» - все это, за вычетом национализации, в той или иной степени декларирует и действующая власть.

И уж  точно все партии могли бы подписаться под требованием «приоритетом правительства станет обеспечение достойного уровня зарплат и пенсий. Граждане получат качественное и бесплатное медицинское обслуживание, смогут повышать свой образовательный и культурный уровень. Будет претворяться в жизнь принцип: Образование – для всех!. Бюджетные расходы на культуру удвоятся в течение трёх лет. Поддержку получат одаренные дети и молодежь!»

Вторичность предложения оставит партию на ее прежнем месте. Сохранение важных сервисных функций не так плохо для нынешнего поколения руководителей КПРФ, однако не слишком хорошо для партии стратегически.

На самом деле, один из самых важных для партии вопросов – это вопрос лидера.

Линия КПРФ во многом обусловлена личностными особенностями Геннадия Зюганова: осторожного, избегающего резких движений и консервативного человека. Его влияние в партии росло пропорционально тому,  как ухудшались ее позиции. В 90-е годы Зюганов был первым среди равных, в руководстве партии были политики, занимавшие более высокие аппаратные позиции в советские времена  ( для КПРФ того периода это был очень важный фактор) или имевшие свои отношения с властью и спонсорами.

Однако в середине нулевых годов Зюганов смог взять под контроль руководство партии и, проведя определенную партийную чистку, прежде всего, в столичных партийных организациях, почувствовать себя полным хозяином КПРФ. Ее превращение в организацию вождистского типа -  предмет отдельного изучения, однако, если говорить о перспективах партии, этот вопрос сейчас один из самых актуальных.

В партии идет оживленная закрытая дискуссия о том, кто будет выдвигаться на президентских выборах в 2018 году. Геннадий Зюганов настаивает на своей кандидатуре,  и если этот сценарий будет реализован, то его позиции в КПРФ  останутся незыблемыми на ближайшие три года минимум. И если это произойдет, то начало третьего этапа КПРФ будет отложено  как минимум  до окончания избирательной кампании 2018 года. В партии далеко не все настроены смириться с таким вариантом развития событий. Однако оппонента у Геннадия Зюганова пока нет.

На самом деле относительная неудача, возможно, станет катализатором перемен и в этом смысле пойдет партии на пользу куда больше, чем механическое увеличение фракции в Госдуме.

Print version
EMAIL
previous КТО В РОССИИ ПРОТИВ ПУТИНА?
РОССИЙСКАЯ ОППОЗИЦИЯ: ПЕЙЗАЖ НА ФОНЕ ГУМАНИТАРНОЙ КАТАСТРОФЫ
|
Igor Yakovenko
ОБЪЕДИНЕНИЕ УКРАИНСКИХ ЦЕРКВЕЙ ОТДАЛЯЕТСЯ |
Bogdan Oleksyuk
next
ARCHIVE
2021  1 2 3 4
2020  1 2 3 4
2019  1 2 3 4
2018  1 2 3 4
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH

mail
www.jota.cz
RSS
  © 2008-2024
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.