ISSUE 1-2005
INTERVIEW
Томаш Урбанец Александр Куранов
STUDIES
Zdenka Vagnerova Pavel Vitek
RUSSIA AND CIS
Alexander Lengauer Ярослав Шимов Ярослав Шимов  & Павел Вензера
OUR ANALYSES
Ярослав Шимов
REVIEW
Зденка Вагнерова Зденка Вагнерова
APROPOS
Владимир Воронов


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
INTERVIEW
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЦУНАМИ КРЕМЛЮ ПОКА НЕ ГРОЗИТ
By Александр Куранов | журналист, Российская Федерация | Issue 1, 2005

Беседа с ведущим научным сотрудником Московского Центра Карнеги, профессором МГИМО, доктором философским наук Алексеем Малашенко.

     Алексей, как сейчас, полгода спустя, ты расцениваешь политические события на Украине, приведшие к власти новую элиту во главе с президентом Ющенко? Ты посещал в те дни Украину, встречался со многими местными политиками и политологами, тесно общался с ними после этого. Что, на твой взгляд, в этих событиях сыграло решающую роль – всестороннее «вмешательство извне», о котором не устает говорить Кремль и подчиненные ему СМИ, или все-таки организованные действия сплотившейся под знаменами Ющенко-Тимошенко, пусть и в почти самый последний момент, оппозиции?

     Думаю, что первичную роль сыграло, прежде всего, вмешательство со стороны России. По мнению многих видных политиков и политологов и на самой Украине, и в России, и в третьих странах, несмотря на достаточно активное поведение США, у Януковича было много шансов и оснований для того, чтобы победить уже в первом туре. Но поскольку российская политтехнология сработала в это время с обратным эффектом, вызвав сильное раздражение в отношении России со стороны украинского электората, то я не исключаю, что эта политтехнологическая глупость, в конечном счете, спровоцировала тот исход выборов, который был получен.

     Украинское общество состоит как бы из двух частей – из тех людей, которые более ориентированы на Европу, и они поддерживали Ющенко, желая как можно быстрее войти в Европу на правах почти полноценного члена, и тех людей, той части украинцев, которые больше тяготеют к связям с Россией. Я даже предполагаю, что каких-то принципиальных, острых противоречий между этими двумя частями украинского общества и нет. Но именно излишняя, попросту скандальная активность России, в конечном счете, и определила результат политического противостояния на Украине. По некоторым данным, антиразумное поведение российских властей принесло Ющенко 1,5- 2 миллиона голосов.

     На мой взгляд, немаловажную роль сыграло весьма много факторов. Один из них – то самое протестное голосование, ибо от Кучмы на Украине буквально все, или почти все, очень устали. Его извечное топтание на месте, невразумительные лозунги и идеи, чересчур мудреная византийская политика, выражающаяся чаще всего в «борьбе под ковром» – люди перестали все это как-либо воспринимать.

     А российские политологи, приближенные к властям, помешаны, на мой взгляд, на теории заговоров, некоего внешнего влияния. А то, что существует такой фактор, как формирующееся гражданское общество – со своими интересами, своим отношением к власти и ее поведению, с нежеланием ей во всем сопутствовать – все это или игнорируется российской верхушкой и обслуживающими ее политологами, или недооценивается ими, или попросту не воспринимается.

     Именно из этого и проистекает нынешний страх в Кремле перед возможными вариантами инкорпорации в Россию всех этих розовых, оранжевых, тюльпановых и прочих бархатных революций.

     То есть, российская власть где-то внутри самой себя осознает, понимает, но ни в коем случае вслух не признаётся, что Украина, как ранее Грузия, а позднее Киргизия, подтвердила стремление общества действовать вопреки логике правящего класса, вопреки его предсказаниям и указаниям. А в России власть продолжает вести себя именно так, не осознавая порочность и несовременность подобного поведения, подобного стиля управления страной.

     Недавние «пенсионерские волнения» в России, связанные с отменой льгот, ты не воспринял как провозвестник растущего «непослушания» населения по отношению к Кремлю и сияющего оттуда «солнца»? Может, действительно и в России население не столь уж и покорное, не столь заблудшее и робкое, не столь аполитичное, как это описываем в своих статьях мы, журналисты? Может быть, и в России когда-нибудь – хотя бы в очень отдаленном времени - возможно повторение того, что произошло в последние 15 месяцев в трех республиках бывшего СССР?

     Откровенно говоря, я таких перспектив не вижу. Ведь суди сам: абсолютно никто в России – ни т.н. демократические, либеральные политики, ни молодежь, ни военные, ни в целом интеллигенция – абсолютно никто не поддержал тех стариков, которые вышли – как правило, стихийно, без заметной организованности - в едином протестном движении на улицы со своими, во многом справедливыми требованиями. В результате, этот всплеск части населения старшего возраста, причем чрезвычайно малой части, был быстро и весьма эффективно нейтрализован властями всех уровней. Этот всплеск не вылился, да при нынешних условиях и не мог вылиться, в некую широкую волну протеста, в политическое цунами, которое снесло правящие верхушки в Грузии, на Украине и в Киргизии.

     Кроме прочего, Кремль усиленно переводил стрелки «виноватости» на правительство, запуская слухи о грядущих отставках то всего кабинета, то ряда министров, ответственных за «совершённые безобразия». Протестная волна стихла, стихли и эти слухи, в результате практически ни один (!) чиновник, непорядочно обошедшийся со стариками и прочими льготниками, не потерял своего места, никак не пострадал. То есть, российская власть «своих не отдает». Даже собственному населению. Всё было списано на некий «неправильный механизм» проведения реформ, как будто он возник сам по себе, ниоткуда, был подброшен правительству из космоса.

     А чтобы как-то потрафить населению, власть в итоге пошла на попятную, отказываясь от проведения реформ вообще. Дескать, лучше вообще ничего не предпринимать, дабы не будить в электорате пусть маленького, но зверя. Не дай Бог, и на российских просторах аукнется Грузия или Украина. Хотя у нас для этого нет сейчас даже мало-мальски заметной оппозиционной партии или каких-либо заметных лидеров под стать Саакашвили или Ющенко. Да и порывы российского общества в целом не надо преувеличивать. Мы увидели в начале этого года лишь отдельные, очень жалкие и жалобные всплески протеста самой затурканной, наверное, самой обездоленной части населения России.

     Возвращаясь к украинским событиям: нацеленность наиболее демократической части общества во главе с ее лидером и президентом страны Ющенко на сотрудничество, на тесное взаимопонимание и взаимодействие с Европой находит, на ваш взгляд, встречное понимание в европейских столицах? Или для их лидеров главным было – увести Киев из-под влияния Москвы, а дальше, дескать, разбирайтесь сами?! Вряд ли Украине самой суждено выкарабкаться из того вороха проблем и ошибок, в котором она погрязла в годы правления Кучмы.

     Здесь очень многое зависит от самой Украины, от ее нового руководства. От того, как будут идти необходимые реформы, как пойдет столь нужный украинскому обществу процесс демократизации, не превратится ли пересмотр имущественных отношений всего лишь в очередной передел собственности, предпосылки к чему уже отчасти заметны.

     Во-вторых, Европа ведь тоже не резиновая. Европейцы настолько привыкли жить своим тесным кругом, что вступление в состав Евросоюза даже небольших государств, их адаптация среди старых членов ЕС – процесс достаточно мучительный. А на горизонте маячит – и весьма давно – проблема Турции, ее возможного членства в ЕС, проблема, которая давно мешает спать многим европейским лидерам. Поэтому Европа, при всем своем доброжелательном отношении к демократически развивающейся Украине, будет ее всячески приветствовать и поощрять за успехи в избранном поприще, но слишком большую помощь оказать ей будет не в состоянии, поскольку погружена в собственные проблемы. Одна лишь ратификация достаточно спорной европейской конституции чего стоит!

     Какое влияние, на твой взгляд, оказали события последних полутора лет в Грузии, на Украине и в Киргизии на самочувствие и без того долго и безнадежно болевшего создания под названием СНГ?

     Они привели к двум, прямо противоположным тенденциям. По крайней мере, в том СНГ, которое пока еще существует – на каких-то бумагах или в чьем-то сознании.

     Во-первых, те правящие элиты, которые пока еще сохраняют свое влияние, напуганы, по крайней мере, дважды. Сначала всеми этими цветными или цветочными революциями – это раз. И еще – поведением России – это два. Про поведение Москвы на Украине мы уже говорили – она там себя вела как слон в посудной лавке. А во время событий в Киргизии попросту чувствовалась растерянность Москвы, видно было, как ее лидеры просто не знают, что делать, как себя вести, что предпринять, чтобы не только выправить ситуацию – на это они, как сами теперь, наверное, начинают понимать, и не способны уже – а хотя бы ее не испортить, не отвратить от себя своих последних единомышленников, потенциальных соратников.

     Еще недавно казалось, что никто иной не может придти на помощь, защитить от коварства политических недругов кланы Назарбаева или Акаева, кроме как Москва. А теперь все видят, что и она бессильна что-либо предпринять, политически импотентна даже в такой, казалось бы, своей вотчине, как СНГ, что на нее нельзя полагаться, что гораздо большим весом и авторитетом на постсоветском пространстве обладают, наверное, США и Европа, чем соседняя Россия. И идет существенный пересмотр интересов и вариантов взаимопонимания на всем этом пространстве. Посмотри, даже белорусский «батька» пытается что-то лопотать о взаимодействии с «прогрессивной зарубежной общественностью».

     Последние встречи Путина с лидерами государств СНГ продемонстрировали что-то новое в этом плане, показали, что Москва пытается адекватно воспринимать непосредственно окружающий ее мир, учится на собственных ошибках?

     И Ющенко, и Лукашенко и другие политические лидеры постсоветских государств, прежде всего – большие политические прагматики. Они руководствуются одновременно многими интересами, в том числе, и своими собственными. Все строят и будут строить отношения с Россией в дальнейшем в зависимости от планов развития для своих стран, никто не захочет обострять контакты с Москвой, вспоминать давние или недавние болячки, полученные, в том числе, и от трений с Кремлем, это старым и новым президентам стран СНГ совершенно ни к чему. Но каждый лидер будет во все большей степени стараться идти собственным путем, все менее ориентируясь на возможную реакцию российского руководства. В том числе, и в связи с тем, что это самое руководство продемонстрировало в последнее время собственную беспомощность, непонимание происходящих процессов, в чем-то даже глуповатость, неумеренную импульсивность, неумение адаптироваться к законам современной политической жизни, прежде всего – европейской политической жизни. И я не уверен, что российская власть умеет в должной мере делать выводы из тех неудач, которые постигли ее в последние месяцы на том географическом пространстве, которое по инерции все еще продолжают называть постсоветским .

Print version
EMAIL
previous UKRAINE WITH NEW PEOPLE – CHANGE OF OLD MANNERS? |
Томаш Урбанец
STATE OF HEALTH IN RUSSIA AND A REFORM OF HEALTH CARE SYSTEM |
Zdenka Vagnerova
next
ARCHIVE
2021  1 2 3 4
2020  1 2 3 4
2019  1 2 3 4
2018  1 2 3 4
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH

mail
www.jota.cz
RSS
  © 2008-2024
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.