ISSUE 2-2017
INTERVIEW
Роман Темников
STUDIES
Denys Reva Roman Temnikov Aндрей Костырев Vyacheslav Rodionov
OUR ANALYSES
Ahmad Alili  & Victoria Bittner
REVIEW
Дмитрий Дубов
APROPOS
Alžběta Chmelařová


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
REVIEW
ГИБРИДНАЯ АГРЕССИЯ РОССИИ: УРОКИ ДЛЯ ЕВРОПЫ
By Дмитрий Дубов | доктор политических наук, Национальный институт стратегических исследований, Украина | Issue 2, 2017
Евгений Магда. Гибридная агрессия России: уроки для Европы – К.: «КАЛАМАР», 2017.- 284 с.

Писать рецензию на новую книгу Евгения Магды, с одной стороны, очень просто, а с другой – невыносимо сложно. Просто потому, что вполне можно было бы смело остановиться на следующей сентенции и закончить рецензию: «Это – прекрасная книга. Если вы хотите целостно понять, что такое гибридная война и прочитать об этом доступным и легким языком – купите эту книгу. Купите и обязательно прочтите».

Но это простое решение не позволяет раскрыть всю ту важность работы «Гибридная агрессия России: уроки для Европы», которую она, в действительности, представляет.

Определенная ирония ситуации, связанная с исследованиями гибридной войны, состоит в следующем: хотя едва ли не каждый второй считает себя экспертом по гибридной агрессии и гибридным войнам, настоящих специалистов, способных не просто целостно описать отдельные методы, но и непротиворечиво объединить их в единое целое, объединить их единой логикой изложения, крайне мало.

Наблюдается, скорее, обратный процесс: обилие исследований самого разного по качеству уровня на тему гибридной войны запутывают читателей (как обывателей, так и специалистов) относительно того, чем является эта самая гибридная война. Почему о ней говорят как о новом феномене? В чем ее суть и как ее отличить от всех остальных видов войн? В чем ее особенности и каковы ее методы? И, самое главное, – что в этой связи нам всем делать?

Работа Евгения Магды в весьма сжатом виде дает ответы на почти все эти вопросы. Структура книги и характер изложения материала позволяют отметить важную вещь: у автора явным образом сложилась собственная целостная концепция видения элементов и основных составляющих гибридной войны. Что ее выгодно отличает от огромного числа «экспертов» - она действительно может объяснить происходящие процессы.

Именно этот целостный подход и проходит красной нитью сквозь все восемь разделов книги.

Было бы странно, если я, как научный работник, прежде всего не обратил бы внимания на первый раздел – «Введение в гибридность» - как некий общетеоретический базис, на котором в дальнейшем развивается мысль автора. Проводя исследовательскую линию сквозь период Холодной войны, через концепцию «сетецентрических войн» и идеи израильского военного теоретика Мартина ванн Кревельда, автор логично приходит к пониманию «гибридной угрозы» как использования противником различных комбинаций военных и невоенных средств давления на государство (чаще всего направленных на наиболее уязвимые места жертвы агрессии), как государственных, так и не государственных акторов. Причем роль последних в современных конфликтах все возрастает именно в силу того, что они действуют в сфере, слабо регулируемой международным правом. В этом же разделе приводится и перечень ключевых компонентов гибридной агрессии, без которых ее представить крайне сложно – весьма впечатляющая систематизация разнообразных методов, начиная от политико-дипломатических и информационно-пропагандистских, и заканчивая регулярными боевыми действиями. Все это крайне важно для понимания того, на чем именно должны быть сосредоточены усилия государств, которые хотят защитить себя от подобных атак в будущем.

Масштабный исторический экскурс в прошлое гибридных войн (раздел 2 – «Гибридные войны сквозь века») дает нам интереснейший обзор самых разных военных конфликтов древности, где мы можем увидеть применение гибридных методов борьбы: от времен древнегреческих войн, опыта Римской империи, противостояния Киевской Руси и Золотой орды, истории европейских войн 15-19 столетий и далее к обширному опыту 20-го столетия (включая опыт действий Лоуренса Аравийского, большевиков, войны во Вьетнаме) и, частично, 21-го (Ливан, деятельность «Хезболлы» и спонсируемого государствами терроризма). Это действительно важный раздел. Важный даже не столько для понимания глубоких исторических корней гибридных войн, сколько для осознания возможности противостоять заведомо более сильному и подготовленному агрессору, что и демонстрируется на множестве примеров.

Интересен анализ автора и причин гибридной агрессии России против Украины (раздел 3). Постепенно систематизируя характер отношений между Россией и Украиной с момента обретения последней независимости, Евгений Магда приходит к 4 ключевым причинам агрессии. Впрочем, это наиболее дискуссионная часть книги – вряд ли все возможные варианты чисто технически можно изложить в небольшом фрагменте хоть и весьма концентрированного текста. Да и в целом подобные разделы во многих иных работах выглядят как попытка рационализировать действие агрессора, попытаться найти логичные причины и предотвратить их в будущем. Однако лучше всего эти сокровенные причины изложены в одной короткой фразе в этом разделе: «Внешнеполитические амбиции российского руководства, подкрепленные исторической традицией построения империи и значительными накоплениями от продажи энергоресурсов привели к тому, что российской элите показалось, что настал идеальный момент – желания совпали с возможностями». Все остальное – лишь рационализации как агрессора, так и жертвы агрессии почему «все так произошло». В конечном итоге, лишь устойчивость государства, его вооруженных сил, экономики и национальное единство оказываются надежным фундаментом недопущения таких угроз.

Разделы 4 и 5 книги (с разных сторон) обращаются к центральному концепту, вокруг которого и построено понимание гибридной агрессии в современном мире – информационный и гуманитарный фактор. Именно информационная составляющая является характерной чертой гибридного конфликта. Впрочем, информационно-манипулятивные действия всегда сопровождали военные конфликты. Здесь же речь идет об их новом качестве – в современном медиатизированном мире, где классические формы информационной деятельности (и прежде всего - журналистика) существенно трансформировались, информационная война не только компонента иных процессов, но самостоятельная форма агрессивной деятельности, цель которой – вынудить противника принимать решения на основе выгодной агрессору информации. В этих разделах очень подробно изложено, как именно реализовывалась информационная составляющая гибридной агрессии, какие силы Россия для этого привлекла, какие нарративы и мессиджы вбрасывала в украинское (и не только) общество, как пыталась манипуляциями инфопространством навязать свой взгляд на события, произошедшие в 2014 году, как Россия работала по украинскому вопросу с зарубежными аудиториями и какие каналы для этого использовала. Но это было бы не полно без описания работы России со стратегическим контентом – книгами, телепродукцией, религией, темой русского языка. Очень предметно и доступно эти темы увязаны между собой как составные элементы сначала подготовки Украины к роли жертвы агрессии (в т.ч. – через дегуманизацию как самой страны, так и ее жителей, в российских фильмах и книгах), так и дальнейшее сопровождение этой агрессии через использование своих агентов влияния в гуманитарном пространстве Украины (в т.ч. – церковных структур). Здесь же и вопросы национальной памяти, которые очень верно рассмотрены не как абстрактная и не всегда продуманная борьба «против» советского исторического нарратива, но как создание собственного взгляда на историю, способного учесть непростые и спорные моменты некогда общей истории, сужая пространство для спекуляций и передергиваний. Россия на официальном уровне без стеснения передергивает исторические факты, целенаправленно «русифицирует» историю постсоветского пространства, стремясь низвести не только украинцев, но и все прочие народы до функций обслуги «имперского народа», единственного имеющего «право» на государственность.

Раздел 6 – о том, что же нам делать для того, чтобы быть эффективными в противодействии этой масштабной агрессии (прежде всего – в информационном пространстве). Евгений Магда очень верно подметил, что «в условиях гибридной агрессии совершенно неожиданные факторы подчас оказываются решающими для выживания государства». Имидж – как раз из их числа. Украина десятками лет игнорировала эту проблему, что до сих пор имеет для нас негативные последствия, ввиду отсутствия четкого даже у наших западных партнеров понимания кто мы и чего хотим. А уж тем более – какой является Украина на самом деле. Ситуативно мы все время находимся в рамках стихийной логики формирования имиджа Украины, когда рядом с навязываемыми Россией негативными характеристиками нашей страны получаем позитивные вводные, часто сконцентрированные в сфере культуры и спорта, но не реформ, внешнеполитической деятельности или сферы госуправления. Так что да, «сегодняшнее состояние имиджа Украины – это причудливая смесь» из самых разных, иногда диаметрально противоположных образов, в которых не просматривается системность. Впрочем, как раз по этому вопросу в книге есть ряд важных советов, которые государство вполне могло бы взять на вооружение.

Естественно, не остался в стороне и европейский театр гибридной войны (раздел 7). Отношения России и Европы тут анализируются сквозь призму деятельности России по формированию пророссийского общественного мнения в европейских странах, что происходит, с использованием впечатляющего перечня методов: формирования энергетических рычагов влияния на европейскую политику, активизацию агентов влияния всех мастей (политики, общественные организации, журналисты), спонсирования популистских (но почти всегда - пророссийских) политических партий почти во всех странах Европейского Союза. Несмотря на крайне интересный материал именно этого раздела, сложно удержаться и не бросить маленькую «ложку дегтя»: уж очень сильно структурно этот раздел отличается от предыдущих, которые касались Украины. Если «украинские разделы» акцентировались на информационной и гуманитарной составляющей (с включением вопросов церкви и минимальным - энергетики), то, как раз, «европейский раздел» едва ли не полностью сконцентрирован на вопросах энергобезопасности и финансирования пророссийских политических сил. С одной стороны, это объяснимо тем, что сам смысл гибридной агрессии состоит в подборе «ключа» к конкретному объекту атаки, но с другой - методологически хотелось бы видеть большую взаимосвязь, что упростило бы сравнение этих двух больших кейсов между собой.

Впрочем, это не влияет на качество выводов и рекомендаций, сделанных в книге – они четкие, лаконичные и очень предметные. Возможно, кому-то покажется, что их не так много, как хотелось бы, однако, по большому счету, их и не может быть слишком много. И это действительно те ключевые проблемы, без решения которых сложно говорить о том, что мы сможем долгосрочно сопротивляться российской агрессии: борьба с коррупцией, экономическое развитие, становление вооруженных сил, формирование национального нарратива, понимания своего стратегического места в системе международных отношений.

Чего субъективно не хватает книге?

Во-первых, хотя бы общей военно-политической диспозиции украинской ситуации в 2014 (возможно, 2015) году и пусть неявной, пусть несовершенной, но хронологии происходящего. С одной стороны, причина понятна – такая хронология сильно изменила бы формат подачи материала. С другой – это бы придало стройности тексту и облегчило бы понимание основных этапов агрессии.

Во-вторых, исторический раздел. Нельзя не отметить действительно интересный обзор самых разных практик использования гибридных методов ведения войны. Однако при этом не оставляет чувство определенной калейдоскопичности подачи материала. Вот – Древняя Греция. Поворот тубы – Тридцатилетняя война. Поворот тубы – Американская революция. Не всегда понятно, что связывает эти события, почему поданы именно они и именно в таком порядке (кроме хронологического). Кроме того, почти все гибридные конфликты второй половины 20-го столетия уместились в кейс Вьетнамской войны, в которой, безусловно, очень много схожего с нашими событиями, но вряд ли она наиболее показательна. По мнению автора книги, «Вьетнамская война претендует на роль третьей по значимости в ХХ веке после двух мировых». Но тогда непонятно как воспринимать всю холодную войну, которая была буквально пронизана как раз теми методами, которые мы сейчас относим к «гибридной войне» - дезинформация, агенты влияния, шпионы, организации прикрытия, использование церкви и т.д.? Лишь в одном месте осторожно упомянуты «активные мероприятия», которые как раз и использовали весь этот инструментарий для достижения стратегических внешнеполитических целей СССР. Больше того, Вьетнамская война, конечно, изрядно подорвала моральные силы США, но афганская кампания СССР в 80-х фактически привела к деконструкции этого монстра 20-го столетия. Причем в этой войне точно также было множество гибридных форм ведения конфликта, включая и знаменитые «нас там нет» на определенных этапах.

Однако еще раз подчеркну – книга достойна прочтения и потраченного на это времени. В начале книги Евгений Магда с некоторой иронией отмечает, что сегодня западный политикум и обычные граждане нуждаются в своеобразной книге «Гибридность «для чайников». И, похоже, ему таки удалось создать такую работу. Безусловно, можно найти и другие исследования на эту тему, дающие более комплексную ретроспективу происходящего, углубляющиеся в конкретные детали, но Евгению удалось добиться, по моему мнению, самого важного: сохранения баланса между серьезностью изложения и простотой понимания. Это действительно ценно и редко у кого получается.

Print version
EMAIL
previous LEAVING THE EXTRACTIVE INDUSTRIES TRANSPARENCY INITIATIVE (EITI) |
Ahmad Alili  & Victoria Bittner
MADMAN THEORY PUT TO THE TEST |
Alžběta Chmelařová
next
ARCHIVE
2021  1 2 3 4
2020  1 2 3 4
2019  1 2 3 4
2018  1 2 3 4
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH

mail
www.jota.cz
RSS
  © 2008-2024
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.