Russkiivopros
No-2010/4
Author:

АЛЕКСАНДР ДУЛЕБА: «РИНАТ АХМЕТОВ И ОРАНЖЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ СДЕЛАЛИ ИЗ ВИКТОРА ЯНУКОВИЧА ПОЛИТИКА»

      Президентские выборы в Украине 2010г. существенно изменили политическую карту страны. Виктор Янукович, политик, на которого после Оранжевой революции никто не поставил бы ни одного пенни, фантастическим образом возвращается. Сама его победа над Юлией Тимошенко не такой уж большой сюрприз, потому что политики, пришедшие к власти после Оранжевой революции, сделали много для того, чтобы история подарила Януковичу второй шанс. Нынешняя ситуация показывает, что Янукович, потерпевший поражение в 2004 году, хорошо усвоил полученные уроки. Будет ли от этого лучше Украине - это вопрос. О Викторе Януковиче, его возрождении и более общих тенденциях, характеризующих текущие события в Украине, «Русский вопрос» побеседовал с директором аналитического центра «Словацкое общество внешней политики» Александром Дулебой.

      Сначала – со дна общественной, а позже – со дна политической жизни – на самую вершину политического Олимпа. История жизни Виктора Януковича действительно интересна. Как он и Партия регионов, главный символ которой именно он, стали неотъемлемой частью современной украинской политики?
      Действительно, тектоническим разломом в украинской внутренней политике стали парламентские выборы в марте 2002 г. Выборы выиграла "Наша Украина" и бывший президент Леонид Кучма потерял контроль над Верховной Радой. Партия регионов прошла в парламент в блоке «За единую Украину», который получил второе место по численности. С помощью подкупа депутатов за деньги, которые, как говорят, в основном давал донецкий бизнесмен Ринат Ахметов, удалось создать большинство в Раде, управляемое блоком «За единую Украину». Виктору Януковичу это позволило обменять губернаторское кресло на кресло премьер-министра.
      Самый мощный донецкий клан подтвердил свою экономическую силу, а также подкрепил ее властью политической.

      Наверное, это доставило не слишком много радости президенту Леониду Кучме и главе его администрации Виктору Медведчуку. Кучма, как и Борис Ельцин в России, пытался построить систему противовесов, и вдруг власть стала выскальзывать из рук ...
      Кучма с Медведчуком в первой фазе слегка недооценивали донецких. После того, как они стали упорно достигать своих целей даже в политической сфере, было видно, что администрация президента удивлена их давлением и дерзостью. Тигр вырвался из клетки, и надо было что-то делать. Особенно когда стало ясно, что после получения должности премьер-министра, донецкие уверенно направляются в президентское кресло, и в принципе сложно было им помешать.

      И таким образом родился, вероятно, в президентской администрации план конституционной поправки, ограничивающей президентские полномочия…
      Когда стало ясно, что обеспечить дальнейшее пребывание Кучмы на Банковой невозможно и было решено, что кандидатом на пост президента будет Янукович, Медведчук перешел к реализации конституционной реформы. Эта реформа была направлена не только против Ющенко, наиболее вероятного кандидата оппозиции, но и, главным образом, против донецких.
      Было важно, чтобы после выборов был установлен новый модус вивенди между центром донецкой власти и другими центрами влияния в Днепропетровске и Киеве.

      Какое было положение в это время "Нашей Украины" и Виктора Ющенко?
      Ющенко игнорировал как Юлию Тимошенко, так и социалиста Юрия Луценко, представителя правого крыла Социалистической партии с про-европейской ориентацией. Ющенко проводил переговоры с Кучмой, и его цель заключалась в создании четвертой силы, опирающейся на "Нашу Украину". "Наша Украина" в то время состояла из одиннадцати очень разнородных политических групп. Патриотические, идеалистические и христианско-ориентированные политики оказались вместе с группой политиков и бизнесменов, которые в 90-х годах потеряли власть, что означало потерю политического и экономического влияния. Теперь пытались все это вернуть.

      Безуспешно. В смысле интеграции в новую систему, основанную на конституционной реформе ...
      Здесь действительно не было для них места. Медведчук, по-видимому, полагался на то, что президентская избирательная кампания и выборы будут настолько грязными, что не победит никто. И будет больше времени договориться с донецкими. Однако он недооценил ситуацию в украинском обществе. Гражданское общество восстало против недопустимых манипуляций и новый игрок вступил в игру. В переговорах по третьему туру выборов с участием Александра Квасьневского и Хавьера Соланы в качестве компромиссного решения было принятие конституционной реформы. Таким образом была заложена мина замедленного действия, которая нарушала весь процесс функционирования политической системы президентства Ющенко.

      После проигрыша на президентских выборах Янукович и Партия регионов пережили кризис, но, в итоге, хотя и с задержкой во времени, достигли всех целей, с которыми они пришли в политику. В чем причины, позволившие им так успешно преодолеть кризис?
      Партия регионов была до президентских выборов в 2004 году региональной политической силой, пользующейся поддержкой населения на востоке и юго-востоке страны, но имеющей мало влияния на западе Украины. В то же время она опиралась на экономическую мощь Донецкой области и, в частности, значительные ресурсы Рината Ахметова. Партия после президентских выборов прошла через кризис, но противоречия в оранжевом лагере, которые возникли вскоре после формирования первого Кабинета министров Юлии Тимошенко, дали ей шанс выжить и стать постепенно мощным политическим игроком.
      Партии регионов удалось стать неоспоримым лидером сил, оппонирующих новому режиму, который не только не сумел укрепить свои позиции, а, наоборот, своим поведением усиливал Партию регионов. Мы можем сказать, что Януковича и Партию регионов на вершину власти привели Ахметов вместе с Оранжевой революцией, точнее - тем, что последовало за ней.

      В чем главная причина, что оранжевые не смогли удержать власть, получив от Оранжевой революции довольно сильный мандат?
      Началом всего было решение Ющенкоо преобразовать "Нашу Украину" в политическую партию. Этот замысел сам по себе не плох, но его реализация была возложена на Романа Безсмертного и Петра Порошенко, которые создавали бизнес-ассоциацию, а не настоящую партию. Носители настоящих политических программ, Борис Тарасюк или Виктор Пинзеник, были задвинуты на второй план. "Наша Украина» в большой степени стала бизнес-проектом, и снижение ее популярности ясно показывает, что такая концепция не устраивала ее избирателей. В парламентских выборах 2006 года "Наша Украина" получила лишь 13,95%, на следующих выборах в 2007 году результат не был гораздо лучше - 14,16%. "Наша Украина" как носитель идеи просто угасла. Темы, которые выдвигал Ющенко, не вызывали резонанса в обществе, а если да, то еще больше это общество разъединяли.

      Конфликт в оранжевом лагере, который был еще одной причиной того, что оранжевые выпустили власть из рук, персонифицировался в конфликт между Ющенко и Тимошенко. Возможно, именно в этом главная причина поражения Оранжевой революции?
      В дополнение к нарастанию личной неприязни возник еще и неурегулированный конфликт между Порошенко и Тимошенко, который затем перерос в противостояние между президентом и премьером. Ни Ющенко, ни Тимошенко не поняли, что они "обречены" к совместной работе. Один без другого не могли эффективно управлять страной. Вследствие конституционной реформы возросло значение политических партий. А что мы видим в оранжевом лагере? "Наша Украина" была на самом деле приговорена своим лидером к медленной смерти, а Блок Юлии Тимошенко, который имел потенциал для роста, был на самом деле против всех остальных оранжевых сил, поскольку не была достигнута договоренность.

      Это стало очевидным после выборов 2006 года, когда оранжевые получили еще один шанс ...
      Тем не менее, переговоры закончились таким образом, что в конечном итоге Александр Мороз принял предложение от Партии регионов стать главой Верховной Рады, а его партия перешла на другую сторону. В результате изменился баланс сил и Янукович второй раз стал премьер-министром.
      История даже в 2007 году, на следующих парламентских выборах, дала оранжевым еще один шанс, но и он был утрачен. Взаимная неконтролируемая враждебность победила интересы страны. И весь потенциал был направлен на президентские выборы.

      Дальнейшее развитие событий известно. Неспособность договориться об едином «оранжевом» кандидате открыла Януковичу путь к президентству. Какова ситуация в Украине сегодня, спустя десять месяцев после президентских выборов?
     В основном мы можем сказать, что в Украине происходит процесс «путинизации» страны. Подобно ельцинской России, новая команда, пришедшая после Оранжевой революции, создала у большей части общества впечатление, что украинская демократия равна хаосу. Янукович сумел убедить большинство избирателей, что он способен обеспечить стабильность. И сейчас мы наблюдаем стабилизацию государственной власти, во многом напоминающую то, что происходило после прихода Путина в Кремль.
     Этому процессу поможет и отмена конституционной реформы. Впрочем, это постановление Конституционного суда было единственно возможным, ибо способ принятия конституционных изменений был неконституционным.

     Исторической проблемой, опять-таки сильно проявившейся после Оранжевой революции, является разделение страны, которое символически проходит вдоль Днепра. При президенте Ющенко эта проблема не уменьшилась. Как это выглядит сейчас?
     Сильное противостояние Востока и Запада страны действительно большая историческая проблема Украины. И эта проблема вряд ли разрешима.
     Запад страны, несомненно, гораздо более идеологически ориентирован, что может быть проиллюстрировано политическими партиями, которые имеют свои корни в этой части страны. На востоке меньше идеологии, прагматизм превалирует, но именно здесь основная экономическая мощь. Восток страны существенно пополняет ее бюджет. Шесть восточных областей создают около 70% украинского ВВП. Этот экономический потенциал создает у лидеров на востоке убеждение, что они должны властвовать в стране. Запад с этим не согласен. Проблема заключается в том, что Оранжевая революция дала стране лидеров из западных регионов, но они не зарекомендовали себя.
     Во всяком случае, трудно представить, что в Украине власть могла бы длительно обходиться без сильного, даже превалирующего присутствия выходцев из восточных областей, которых в настоящее время представляет Янукович и Партия регионов.

      Сегодня мы наблюдаем системное « прибирание к рукам» власти донецкими, в результате которого может углубиться раскол страны, ведь донецкие не слишком уважают границы влияния и проникают в Западно-украинские области. Или новому истеблишменту удастся распространить свое влияние и в этой части Украины?
      Донецкие пытаются утвердить свое влияние в Западной Украине, это очевидно. Используется метод кнута и пряника. Сначала пытаются договориться, что-то предложить. Если не удастся, приступают к силовым методам. Это их манера, но она может иметь неприятные последствия: слишком сильное давление рано или поздно создает противодействие, что приведет к консолидации оппозиции.
      Где в Западной Украине им удается достичь договоренности, так это в Закарпатской области, где они учитывают позиции Виктора Балоги. Балога им, в свою очередь, обеспечивает лояльность области.

      Оранжевые сегодня могут поучиться у голубых, как прибирать к рукам власть встране. Можно уже сравнить президентский стиль Ющенко и Януковича?
      Ющенко, «благодаря» своему окружению, попал в своего рода виртуальный мир и постепенно утратил реальное восприятие того, что происходит в обществе. В некоторой степени, возможно было заметить даже мессианский комплекс. Глядя на Януковича, можно сказать, что он начинает двигаться в аналогичном направлении.

      Изменения во внутренней политике, конечно, влекут за собой изменения и во внешней политике. Если оставить в стороне тему вступления Украины в НАТО, которая теперь теряет актуальность, остаются два основных вопроса украинской внешней политики: отношения с Россией и Европейским союзом. В каком направлении будут двигаться отношения с Россией в период президентства Януковича?
      Подход лидеров восточно-украинских регионов к России не простой. Они часто смотрят на Россию через призму регионального устройства бывшего Советского Союза. Тогда Украинская Советская Социалистическая Республика по многим параметрам была на первом месте, а кадры из Украины были на наивысших советских руководящих должностях. Поэтому советская Украина не хотела распада Советского Союза.
      Многие не совсем понимают, что ситуация существенно изменилась, и Украина в отношении России играет вторую скрипку. Они смотрят на Россию сквозь призму СССР и не в состоянии понять, что власть в России для них недосягаема. Донецкие определенно не хотят быть частью России, они хотят ею управлять. Если кто-то из Москвы выгонит питерских, так это будем мы ...
      На этой сложной основе будут развиваться отношения с Россией , с различными перипетиями.

     В случае Европейского союза такого желания со стороны нынешнего руководства может не обнаружится ...
      Не совсем, но здесь, в сравнении с другими странами, которые стремились и стремятся вступить в Европейский союз, есть одна особенность. Это, впрочем, характерно и для синих, и для оранжевых. В ходе переговоров с Европейским союзом они никогда не понимали и не понимают, почему столько от них требуется. Скорее, они отстаивали и отстаивают точку зрения, что Европейский Союз мог бы изменить свои правила.

      Это им, наверное, не удастся. В переговорах Украины с Европейским союзом оранжевый идеализм, вероятно, будет заменен синим прагматизмом. Но это не обязательно будет плохо?
      Переговоры с Европейским Союзом с точки зрения сегодняшнего руководства сегодня ведутся почти исключительно о торговле. Донецкие предприниматели не могут обойтись без европейских рынков. Они должны экспортировать в Европу металлургическую и химическую продукцию. Ключем к этому есть соглашение о зоне свободной торговли.

     К этому соглашению все равно придется пройти долгий путь. Украина еще не выполнила ряд условий, и возникают новые барьеры ...
      Поэтому было бы лучше сегодня подписать, по крайней мере, секторальные соглашения. Переговоры были завершены в начале 2009 года, и сейчас мы напрасно тратим время. Соглашение, подобное договору Украины с Россией, газ в обмен на Севастополь, в результате которого Украина получит на тридцать процентов более дешевый газа, не имеет шансов пройти в Европейском союзе.

Благодаря Вашей инициативе Словацкой Ассоциацией внешней политики был основан Национальный Конвент Украины, который способствует большей информированности о Европейском Союзе. Вы можете коснуться этого проекта?
      Во-первых, этот проект мобилизует экспертный потенциал Украины и открывает конкретную дискуссию. Такие дебаты, во-вторых, должны четко продемонстрировать, что Европейский союз предлагает Украине модернизационную альтернативу, которую Россия не может предложить, потому что сама ее ищет в Европе.
      Проект Национального конвента рассчитан на два года, и обсуждение должно разворачиваться в рабочих группах по секторальным повесткам дня. Пока созданы четыре рабочие группы.

      Любой прогноз дальнейшего развития в странах Восточной Европы подобен гаданию на хрустальном шаре. Тем не менее, куда пойдет Украина в ближайшие месяцы и годы?
      Янукович и Партия регионов пришли к власти не на один избирательный срок, фундаментальных политических изменений в ближайшие годы трудно ожидать. Партия Батькивщина экс-премьера Тимошенко не способна объединить оппозицию, и я не думаю, что ей это удастся до ближайших парламентських виборов. Но если бы это и случилось ( гипотетически ), то в Украине теперь власть зависит от президента, не от парламента. Кроме того, судьбу выборов будет решать восточная Украина, а пока не видно ничего, что бы показывало, что современная оппозиция знает, как завоевать электорат Януковича.
      В ближайшие годы можно ожидать постепенный выход украинской экономики из кризиса, что тоже карта, которая играет скорее в пользу Януковича, чем наоборот.
      Решающее значение будут иметь переговоры о зоне свободной торговли (как часть соглашения об ассоциации) с ЕС. Многое будет зависеть от того, даст ли либерализация торговли ответы на вопросы о будущем украинской металлургической и химической промышленности. Если нe даст, то Украина будет больше согласовывать свои экономические и торговые интересы с Россией, Казахстаном, Белорусью, чем с ЕС. Ключевой момент настанет на переломе 2012/2013 г.г., после завершения трехлетнего газового соглашения с Россией.