Russkiivopros
No-2014/2
Author: Богдана Костюк

КОГДА «БРАТ» НА ПОРОГЕ

«Многие думали, что украинцы стоят на коленях. А мы просто чистили оружие и шнуровали берцы (военные ботинки)». Это высказывание в недалеком прошлом успешного бизнесмена, а ныне одного из командиров батальона территориальной защиты «Киевская Русь» (личный позывной «Высота») как нельзя лучше определяет суть происходящих в Украине процессов. Политологи и социологи этот процесс называют борьбой украинского гражданского общества и украинской модерной политической нации за создание европейского демократического государства Украина.

Украинцы встали с колен в ноябре 2013 года, восстав против режима Виктора Януковича, против тотальной коррупции и нарушений прав человека, возведенных в ранг государственной политики Януковичем и его украинскими и российскими союзниками. Украинское гражданское общество и украинская политическая нация сформировались в дни кровавых противостояний на киевском Майдане  и сразу «повзрослели» под пулями снайперов, под газовыми и шумовыми гранатами специального милицейского подразделения «Беркут», под битами и дубинками свезенных властью  гопников (криминальных элементов).

На нынешнем  этапе перед украинцами, отстоявшими свое право на преобразование государства, стоят  задачи глубинного реформирования государственных институтов под контролем  громады; создания боеспособной армии и силового блока для борьбы с внутренними и внешними врагами; интеграция в правовое, экономическое, гуманитарное поле Европейского Союза, и так далее. Впрочем, главная задача на сегодня – одолеть врага, сохранить единство и территориальную целостность Украины.

А враг у украинцев – Россия, которую еще год назад большинство украинцев искренне считали дружественным государством. Во всяком случае, еще летом прошлого года около 70 процентов украинцев положительно относились к России и считали россиян друзьями и братьями. А теперь, на ближайшие одно – два поколения, как написала молодая киевская поэтесса Анастасия Дмытрук, «никогда мы не станем братьями».[1]

Социологи подтверждают: Россию считают врагом более 73 процентов украинцев, проживающих во всех регионах страны (за исключением Крыма – из-за временной оккупации полуострова Россией проводить социологические опросы не представляется возможным). Из Москвы исходит угроза целостности и государственности Украины, считают украинцы. При этом более половины опрошенных поддерживают европейский вектор развития Украины, 41 процент украинцев делают ставку на углубление отношений (прежде всего в сфере инноваций и обороны) с  США. Таковы  результаты опросов, которые провели в июне нынешнего года специалисты Центра Разумкова (Киев) и Международного фонда «Майдан иностранных дел» (Майдан закордонних справ).[2]

Опросы также показали уникальное для Украины явление: европейскую интеграцию поддерживает и население Юга и Востока Украины, чего раньше ученые не наблюдали. За ЕС традиционно голосовали Центр и Запад Украины, частично северные области. Восток и Юг отдавали предпочтение интеграции или усилению связей с Россией и Таможенным Союзом. «На сегодня, можно говорить о том, что идея Таможенного союза и идеология “Русского мира“ в Украине потерпели крах» - считает социолог Михаил Мищенко (Центр Разумкова). – Слишком уж агрессивно ведет себя по отношению к Украине Кремль, слишком уж оскорбительны украинофобские высказывания руководителей Российской Федерации, да и раны, нанесенные режимом Януковича и его московскими боссами прошлой зимой, еще кровоточат.

К тому же, «Русский мир» украинские симпатики России представляли не в виде сожженных людей, как это случилось в Одессе 2 мая, и не в виде чеченских боевиков, обвешенных оружием и читающих молитвы в захваченных ими городах Донбасса. По сравнению с прошлым годом на Востоке Украины уменьшилось количество людей, которые хотят углубления отношений между Киевом и Москвой – с почти 60 процентов до 50 %. На Юге Украины – с 50 процентом до 40 %. В этих же регионах наблюдается незначительное, но повышение поддержки европейского пути развития Украины.

«Необходимо отметить, что на Востоке Украины самое время разграничить понятия “Восток“ и „Донбасс“. Поскольку “новый Восток„ - Днепропетровская, Запорожская, Харьковская области – занимают проевропейскую и патриотическую позицию. Население Донбасса до сих пор боится прихода легендарного Правого сектора и считает киевские власти “хунтой“. Таков результат нахождения наших сограждан “в плену“ информационной пропагандистской машины Кремля. Кстати, в тех населенных пунктах Донбасса, где террористам не удалось отключить украинские телевизионные каналы, - картинка другая, похожая на ту, что демонстрирует “новый Восток“: тут меньше поддерживают интеграцию с Россией и больше ориентируются на сотрудничество с Евросоюзом», - рассказал автору статьи эксперт «Майдана иностранных дел» Олег Белоколос.

А такие города, как Днепропетровск и Херсон социологи в шутку предлагают переименовать – соответственно, Днепропетровск можно назвать «Восточным Бандерштадтом», а Херсон «Южным Бандерштадтом». В этих крупных городах местные громады и власти культивируют патриотические настроения, в них налажена система волонтерской поддержки армии, Национальной гвардии, батальонов территориальной защиты. При этом я никоим образом не умаляю самоотверженную работу волонтеров во всех других населенных пунктах Украины.

В Украине все более популярен и актуален девиз: «Если я не могу стать бойцом – я должен помочь бойцам». На улицах моего родного Киева вы не встретите специфических молодых людей, ранее известных как «офисный планктон» или «ботаны». Парни возмужали – прошлой зимой кто-то из них таскал шины на баррикады, кто-то эти баррикады укреплял мешками с песком  или брусчаткой, а кто-то метал коктейли Молотова в противника. И до сих пор эти возмужавшие ребята здороваются друг с другом, как и большинство украинцев, «Слава Украине!» - «Героям слава!». А еще немало вчерашних «ботанов» ушли на войну против российской агрессии. И теперь присылают фотографии, сделанные в редкие минуты затишья в зоне антитеррористической операции (АТО) на Донбассе, – вот он я, в камуфляже и новом бронежилете!

И украинские девушки вдруг выяснили, что многим экс-«ботанам» и «белым воротничкам»  к лицу военная форма, что привело к новому повальному увлечению украинок – писать письма и подписывать открытки участникам АТО. Бойцы принимают письма с удовольствием и списываются с девчатами через социальные сети. А еще украинские военные, гвардейцы, бойцы специальных подразделений и батальонов с нежностью принимают в подарок детские рисунки. «Детские “каляки-маляки“ - символ того, за что эти парни воюют, символ мира, который они должны вернуть Украине. С другой стороны, детские рисунки, как и девичьи письма – механизм психологической разгрузки», - говорит военный капеллан отец Мыкола (бывший врач-психиатр). «Работа священников в зоне, где ведутся боевые действия, – это неописуемая ответственность», рассказывает о. Мыкола. – «Я благословляю молодых ребят и опытных мужчин на борьбу со Злом, на борьбу за свободу Украины. И каждый день я молю Всевышнего о мире, о том, чтобы наши бойцы вернулись в мирную жизнь живыми и здоровыми».[3]

Социологи считают, что более чем 80 процентов доверия украинцев к церкви – результат самоотверженности священнослужителей в особо кровавые дни и часы противостояния на киевском Майдане прошлой зимой и их миролюбия ныне. При этом, по данным  опросов, доверие к церкви увеличивается на фоне того, что позитивное отношение к Украинской православной церкви (Московского патриархата) падает – все больше украинцев предпочитают молиться в храмах УПЦ (Киевского патриархата).

«УПЦ (Московского патриархата) украинцы ассоциируют с Москвой, с Российской православной церковью, которая, мягко говоря, ведет себя недружественно по отношению к украинскому народу. Пока что наиболее стойкие верующие УПЦ (МП) – на Донбассе»,[4] - говорит киевский эксперт Александр Хара. А по данным украинских СМИ в Центре и на Западе Украины миряне (верные) украинского православья просят священников Московского патриархата «перейти под Киевский патриархат». В общем, как считает А. Хара, если на Донбассе чеченские боевики будут продолжать насаждать «Русский мир» силой оружия и террора,– Москва может потерять влияние на души многих украинцев, еще вчера если не симпатизировавших , то интересовавшихся идеологией православья или «Русского мира». Тем более что украинцы давно уже не делят друг друга по национальной или религиозной принадлежности: как говорят социологи, Украина движется к американской модели. Когда главное не национальность и (или) религиозная принадлежность, не язык общения, а гражданская позиция и отношение к государству.

В этой связи, в конце текста позволю себе процитировать анекдот, вошедший в обиход прошлой зимой. Итак: звонит московский еврей родственнику в Киев (варианты – Одесса, Днепропетровск, Львов) и говорит: «Фима, у нас пишут, у вас в городе сплошные фашисты и бандеровцы!». Киевлянин Фима с гордостью отвечает: «Да, у нас вся синагога такая!».


[1] http://www.youtube.com/watch?v=Qv97YeC563Y

http://www.youtube.com/watch?v=g2P2duQC9C0

[2] http://mfaua.org/2014/07/04/yevropejska-ideya-yednaye-ukra%D1%97nciv/

Ухудшение отношении к России и ее к президенту наблюдается не  только в Украине. Согласно данным Pew Research Center’s Global Attitudes Project агрессия против Украины отрицательно повлияла на отношение к России в большинстве стран во всем мире.

www.pewglobal.org/2014/07/09/russias-global-image-negative-amid-crisis-in-ukraine/

[3] Разговор автора статьи с отцом Миколой.

[4] Разговор автора  статьи с Александром Харой.